Автострахование. Выбираем страховую компанию (страховщика)
Любое
наше действие, имеющее в основе своей деньги, товары, услуги – это
сделка. Купили батон хлеба – сделка, продали старые пожелтевшие книги
букинисту – сделка, купили завод – сделка, поели в кафе – сделка. Смысл
сделки для каждого из нас заключается или в приобретении того что нужно
нам, или получение некоей выгоды от того что можем отдать или сделать
мы. Заключение договора добровольного страхования наземного
транспортного средства (а именно так в профессиональных страховых
документах чаще всего называется то, что привычно нам называть
автострахованием, или автоКАСКО) или договора обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств (то, что
привычнее нам слышать как ОСАГО) – точно такая же сделка, как и покупка
батона хлеба.
Что же хотим приобрести мы, приобретая полис КАСКО или ОСАГО? Приобретая полис КАСКО, мы стараемся защитить даже не столько сам по себе свой автомобиль, сколько свои деньги, вложенные в него. Ведь полис сам по себе аварию или (не дай бог) угон, в общем-то, никак предотвратить не может. Он только компенсирует наши потери, причем исключительно прямые материальные потери от такого события (наши нервы и потраченное время он ведь, увы, тоже никак не сможет компенсировать). Поэтому мы выбираем Надежность+Цену+Сервис.
Приобретая полис ОСАГО, мы чаще всего просто хотим выполнить требования ГИБДД. Нам кажется совсем несущественным кто будет платить за нашу вину пострадавшим в ДТП – все равно если что найдется кому заплатить: хоть страховой компании, хоть Российскому союзу автостраховщиков. На самом деле это не так. И при выборе малонадежного страховщика мы рискуем оказаться с пострадавшим (или владельцем поврежденной собственности – автомобиля) лицом к лицу в суде. Цена ОСАГО для всех законопослушных страховщиков одна. Значит, выбираем мы в данном случае Надежность + Сервис.
Чего в идеале хотим мы, приобретая страховой полис КАСКО? Мы хотим, чтобы ни случилось с нашим автомобилем, полностью компенсировать все свои затраты на его ремонт, потратив при этом самый минимум времени и усилий (а лучше вообще не тратя время и усилия получить свой автомобиль в том виде в каком он был до аварии или даже лучше). И желательно сделать это за самую минимальную цену.
Что хочет страховая компания, продавая нам полис КАСКО или ОСАГО? Получить в итоге прибыль, максимально снизив свои риски и затраты. Наша сделка (приобретение полиса КАСКО или ОСАГО) – это компромисс между двумя участниками сделки – страхователями (это собственно мы и есть) и страховщиками (той самой страховой компании, полис которой мы решили приобрести).
Ориентируясь на два общих параметра для КАСКО и ОСАГО (Надежность +Сервис). Мы понимаем, что все это, в сущности, очень простой выбор – выбор страховщика. Именно этот выбор определяет, получим ли мы желательный уровень надежности и сервиса. А уж после этого стоит поискать из отобранных компаний ту, которая предложит оптимальную для нас цену. Итак – выбор страховщика (страховой компании, которой мы все-таки решимся доверить заботу о наших заботах с нашим любимым автомобилем) – наша основная цель!
Итак. При выборе страховой компании для покупки полиса автострахования рекомендуется следующее: 1. Выбирать из числа страховых компаний, заметных на рынке, находящихся на слуху, использующих солидную, основательную рекламу. 2. Выбирать из числа компаний достаточно давно работающих на российском страховом рынке – это отчасти гарантирует стабильность такой компании, наличие наработанных собственных страховых технологий, наличие достаточно хороших и профессиональных страховых кадров. 3. Лично я предпочел бы выбирать из числа компаний – дочерних структур иностранных страховщиков или солидных финансовых российских групп – это гарантирует наличие серьезной финансовой подушки под этими компаниями. 4. Выбирать из числа компаний, считающих автострахование одним из своих приоритетов – это гарантирует хорошо простроенную систему работы с убытками автострахования, проработанную схему сопутствующего сервиса и т.п. 5. Выбирать из числа компаний, предлагающих среднерыночный тариф – не занижающих его с целью привлечь хоть кого-то, но и не завышающих (для таких компаний вы не самый, видимо, желанный клиент, что неизбежно скажется на страховых выплатах и уровне сервиса). 6. Отдавать предпочтение компаниям, ориентирующимся именно на ритейл, розничного клиента – то есть именно на вас. 7. Выбирать компанию, предлагающую достаточно хороший набор сервисных услуг при урегулировании страховых убытков. За эти услуги даже имеет смысл немного переплатить – это позволит в будущем в случае страхового события существенно сэкономить время и нервы. 8. В случае если вы возьмете на себя труд постараться найти информацию о компании в интернете и в различного рода рейтингах не поленитесь посмотреть соотношение поступления/выплаты компании по добровольным видам страхования. Наиболее разумным является соотношение в промежутке от 50 до 70 процентов. Это говорит о том, что компания не завышая излишне тарифы сохраняет при этом достаточную устойчивость. В случае слишком высокой доли выплат возникает сомнение в устойчивости компании, в случае слишком низкой – в том, не старается ли компания отказать в выплате по поводу и без оного. 9. И еще учтите – автострахование – достаточно высокорисковый вид страхования. Если вы узнаете, что доля автострахования в компании подавляющая (в некоторых она достигала 90%, включая естественно ОСАГО) – все-таки лучше предпочесть ей другую компанию.
Немного статистики. В апреле 2009 года проводился опрос. На вопрос: "Какие характеристики страховой компании являются для Вас основными при принятии решения о выборе страховщика?" были получены следующие ответы: